Основная задача фотографии привлечь к себе внимание. Для этого необходимо правильно выстроить её содержание. Оно должно быть систематизировано так, чтобы внимание зрителя сразу привлекалось к главному сюжету снимка.

Как выстроить композицию в пейзажной фотографии

Это базовая основа фотографии, которую начинающий фотограф обязательно должен знать. Пониманием того, как зритель видит изображение, занимались многие учёные. При помощи специальных методик они наблюдали за движениями человеческого глаза, демонстрируя зрителю разные изображения. В ходе эксперимента были установлены некоторые факты и закономерности, привлекающие внимание  в первую очередь:

  1. Фрагменты с множеством деталей
  2. Граница света и тени
  3. Образы людей
  4. Символы, знаки, надписи
  5. Яркие цветовые пятна

Кроме этого выяснилось, что взгляд зрителя имеет линейную направленность. Взгляд способен отслеживать не только очевидную геометрию, но и не явно выраженное линейное построение. Именно на линейном построении основывается пейзажная фотография. Конечно, нельзя быть уверенным на 100%, что фотография будет рассматриваться по этим законам, можно только предполагать.

Хочу ещё раз напомнить, прежде чем выстраивать композицию и применять то или иное правило построения, нужно понимать – что вы делаете. Кто будет смотреть вашу фотографию, что вы хотите показать зрителю?

композиция в пейзажной фотографии

Линейное построение

Линии — это самые главные элементы в композиции, которые контролируют взгляд зрителя. Геометрическое расположение элементов позволяет фотографу правильно расставить смысловые акценты в изображении.

  • Линии, располагающиеся по горизонту, придают фотографии ощущение статичности и покоя. К примеру, пейзаж с заходящим солнцем по линии горизонта – это статичное изображение.
  • Расположение линий по вертикали, создают чувство ритма. Они могут подчеркнуть ощущение масштабности и высоты. Рассмотрите фотографию аллеи с высокими деревьями. Если расположить вертикальные линии по границам кадра, они будут удерживать внимание зрителя на плоскости изображения.
  • Если расположить линии по диагонали, это придаст фотографии ощущение динамичности, и это очень эффективный способ создать перспективу изображения. Наглядный пример – уходящий берег моря, расположенный по диагонали, это один из классических примеров построения композиции.
  • Линии, уходящие вдаль изображения, очень хорошо могут передать объём и перспективу пейзажной фотографии.

линейная композиция в пейзажной фотографии

Как использовать ритм

Каждый профессиональный фотограф умеет использовать ритмичное построение композиции, это помогает ему упорядочить изображение, что придаёт фотографии ещё больше выразительности. Сознание человека постоянно пытается найти логику и всё разместить по порядку. Поэтому ритмично организованное пространство кажется зрителю более гармоничным.

Ритм в пейзаже подчёркивает упорядоченность сюжета фотографии, возникает ощущения непрерывающегося алгоритма стабильности. На пейзажной фотографии ритм могут формировать деревья, облака, горная гряда, набегающие волны, дома вдоль дороги.

Ритмичный фотопейзаж часто кажется статичным, но если в кадре есть деталь или сюжет, который нарушает общий ритм, то снимок становится динамичным. Деталь или событие, которое нарушает спокойствие взгляда, сразу привлекает к себе внимание зрителя.

Граница кадра

При построении композиции нужно помнить, что граница кадра тоже имеет важное значение для зрительного восприятия. На границах кадра можно разместить ключевые элементы, которые могут сделать фотографию более выразительной. Если на краю кадра разместить какие-то детали, например листья от кроны деревьев, то они будут удерживать взгляд зрителя в границе изображения.

В то же время фотография приобретёт законченный вид благодаря такому обрамлению. Если разместить объект в нижнем левом углу, он послужит отправной точкой композиции. В этом месте начинается линия золотого сечения.

построение композиции пейзажа с деталями на переднем плане

Передний, средний, задний план

Правильное наполнение переднего плана композиции позволит получить эффект присутствия. При фотосъемке пейзажа желательно найти такую деталь, которую можно было бы разместить на переднем плане изображения. Это добавит информативности изображению и уравновесит композицию. Следует помнить о разделении переднего плана, среднего и заднего. Планы на фотографии можно разделить:

  1. По цвету
  2. По плотности
  3. По глубине резкости

Передний, средний и задние планы, не должны смешиваться в единое целое на плоскости изображения.

Геометрия

Использование геометрических форм ещё один приём, который нужно применять при создании композиции. Фотографии, созданные при учёте геометрических форм, воспринимаются более оригинально и интересно. Они так же могут создать чувство ритма в композиции, их чередование должно быть нечётным. Этот приём позволяет задать гармоничное пространство изображения.

Отражение

Использование отражения довольно распространённый приём при фотосъемке природы. Можно получить более интересный снимок, наполнив его отражением озера, реки или просто лужи. Отражение уравновешивает композицию и делает её симметричной. Если нечем заполнить передний план, ищите отражение. Чтобы снимок имел объём, на переднем плане отображения нужно разместить детали, например ствол дерева, фрагмент камышей.

Правило третей

Когда не знаете, как выстроить композицию, применяйте правило третей. Это очень простой и эффективный способ, его смысл в том что, если разметить изображение на равные прямоугольники и разместить важные сюжеты в местах пересечения линий, то снимок будет изначально правильно уравновешен.

Образуется линия золотого сечения, о которой все так много говорят. Но если содержание снимка не интересно, правильная композиция его не спасёт. Правильная композиция как мозаика, которая упорядочивает содержание фотографии и репортажной тоже. Прежде чем взять в руки фотоаппарат и нажать на спуск подумайте, о чём вы хотите рассказать зрителю этой фотографией. Оцените окружающее пространство и представьте, как вы хотите его упорядочить, сделать завершённым и привлекательным пейзаж.

One Comment

  1. Спасибо за очень полезную статью про композицию в пейзажной фотографии — планирую ночную поездку на зрелищный пейзаж, будет предостаточно времени, чтобы поэкспериментировать с композицией и режимами фотосъёмки.

    Вячеслав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.